Пути людей расходтся потому, что каждый считает свой путь единственным правильным
Ушу́ (кит. трад. 武術, упрощ. 武术, пиньинь wǔshù
— китайское слово состоит из двух иероглифов у и шу, и традиционно переводится как «воинское искусство».
читать дальшеУшу (武术
— это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи (武艺
, гошу (国术
и т. п. — поэтому искать в написании какой-то глубокий философский смысл абсолютно неправильно.
Другие названия:
* ву-шу, ву-ши, у-ши - неправильная транскрипция
* Кун-фу (на кантонском наречии), Гун-фу (на официальном китайском) - буквально "работа над собой/тренировка", так же означает результат упорных тренировок, в Гонконге применяется для обозначения у-шу
* Го-шу - буквально "искусство страны/национальное искусство"; термин, использовавшийся для обозначения китайских боевых искусств во время Китайской республики, в настоящее время употребляется на Тайване
* У-и - буквально "боевое исусство", старый термин времён императорского Китая
* Цюань-фа (буквально "кулачные методы") или Цюань-шу (буквально "кулачное искусство") - один из разделов у-шу, иногда это слово используется как синоним всего у-шу
Традиционное ушу и цигун
* Багуачжан (Ладонь Восьми Триграмм)
* Баймэйцюань (Кулак Баймэя)
* Бамэньцюань (Кулак Восьми Врат)
* Бацзицюань (Кулак Восьми Пределов)
* Гоуцюань (Кулак собаки)
* Гунлицюань (Кулак внутренней и внешней наработки)
* Дуаньдацюань (Кулак коротких ужаров)
* Ицюань, (Кулак воли) он же Дачэнцюань (Кулак Великого достижения)
* Инчжаоцюань (Кулак орлиных когтей)
* Люхэбафацюань Кулак шести взаимосоответствий, восьми методов
* Люхэцюань (Кулак носящих шапочку-шестиклинку)
* Лянъицюань www.wudangtao.net/liangyi
* Мицзунцюань (Кулак потерянного следа), он же Яньцинцюань (Кулак Янь Цина)
* Мэйхуачжуан (Кулак на столбах сливы мэйхуа)
* Пигуацюань (Кулак рубок и подвешеваний)
* Саньхуанпаочуй (Пушечные удары Трёх императоров)
* Синъицюань (Кулак оформленной воли)
* Синьицюань (Кулак сердца и воли)
* Суньбиньцюань (Кулак полководца Сунь Биня)
* Тайцзицюань (Кулак Великого предела)
* Тайцзуцюань (Кулак императора Тай-цзу)
* Танланцюань (Кулак богомола)
* Таньтуй
* Тунбицюань (Кулак выбрасывания силы сквозь руки)
* Тунбэйцюань (Кулак сквозной подготовки)
* Уцзуцюань (Кулак пяти предков)
* Уцзяцюань (Кулак семьи У)
* Фаньцзыцюань (Переворачивающийся кулак)
* Хуацюань (Кулак Хуа Цзуна)
* Хуацюань (Расцветающий кулак)
* Хунцзяцюань (Кулак семьи Хун)
* Хунцюань (Красный кулак, или Кулак Хуна)
* Хуцюань (Кулак тигра)
* Хэцюань (Кулак журавля)
* Цайлифо (Кулак школ Цай, Ли, Фо)
* Цзиньшицюань (Кулак золотого льва)
* Чацюань (Кулак Ча-мира)
* Чанцзяцюань (Боевое искусство семьи Чан)
* Чоцзяоцюань (Кулак втыкающихся стоп)
* Шаолиньцюань (Кулак монастыря Шаолинь)
* Шуайцзяо
* Шэцзяцюань (кулак народности шэ)
* Юнчуньцюань (Кулак Вечной Весны)
Цигун — древнее китайское искусство саморегуляции организма. Основная цель — развитие человека как индивидуума, личности, понимания своего места в мире, своих задач. Многие упражнения направлены на поднятие иммунных свойств организма, релаксацию при стрессовых ситуациях.
Багуачжа́н, ба́гуа чжан, багуацюа́нь, ба́гуа (кит. 八卦掌 — «ладони восьми триграмм») — боевое искусство Китая. Состоит из разных движений ладонями в ходе передвижения по кругу.
читать дальше
История появления стиля
Этот стиль получил развитие в годы правления под девизом "Даогуан" при династии Цин (1820 — 1850).
Основателем стиля был Дун Хайчуань из уезда Вэньань провинции Хэбэй. Дун Хайчуань создал стиль на основе приёмов местных стилей ушу, однако в 1930-х несколько занимавшихся багуачжан в Тяньцзине для того, чтобы придать себе значительности, сочинили историю о том, что, якобы, он научился этому у даосского наставником Би Чэнся, жившим в районе горы Цзюхуа в провинции Аньхуй (естественно, по этой легенде получалось, что сами эти занимающиеся учились у других учеников Би Чэнся, и потому все их отличия от багуачжан Дун Хайчуаня - это не их личные ошибки изучения, а особенности стиля). В результате теперь эта история попала в книги, и теперь многие люди, несведущие в реальном положении дел, принимают её за правду. В 1875 году Дун приехал в Пекин и начал преподавать эту технику.
Особенности стиля
Отличительными чертами Багуа является применение боевой техники в постоянном круговом перемещении. Все движения связаны между собой и как бы переходят одно в другое. В большинстве стилей багуачжан базовым способом тренировки является отработка техник в передвижении по кругу, однако есть некоторые направления, где "хождение по кругу" выделяют в самостоятельное упражнение, а боевую технику отрабатывают в прямолинейных дорожках.
Дун Хайчуань применял дифференцированный подход к ученикам, поэтому ортодоксальный стиль изменился и существует теперь множество вариантов. Самым старшим учеником Дун Хайчуаня, проучившимся у него свыше 10 лет, является Инь Фу, который был начальником охраны вдовствующей императрицы Цыси. Отличительной особенностью этого направления является использование формы ладони, которую называют "ладонь - язык коровы"; основной тактикой боя являются удары с дальней дистанции, "круговой шаг" используется в основном для ухода с линии атаки и выхода на противника с неожиданного угла. Багуачжан направления Инь Фу впервые было описано его сыном Инь Юйчжаном в книге "Краткий сборник багуачжан", изданной в 1931 году.
Другим учеником Дун Хайчуаня был Ши Цзидун, которого он сделал своим приёмным сыном. Багуачжан направления Ши Цзидуна до сих пор практикуется в Пекине, но известно не очень широко .
Наибольшее влияние на распространение багуачжан оказал другой ученик Дун Хайчуаня - Чэн Тинхуа, проучившийся у Дуна около пяти лет. До прихода к Дун Хайчуаню Чэн уже был чемпионом своего уезда по борьбе, что повлияло на его боевую технику. Основной формой ладони, используемой в этом направлении багуачжан, является "ладонь - когти дракона" (такое положение позволяет легче брать захват), основной тактикой является попытка выхода за спину противника и широкое использование бросков в сочетании с ударами.
Остальные ученики Дун Хайчуаня пришли к нему когда он был уже очень старым, и у самого Дуна учились недолго, после смерти Дуна они в основном продолжали учёбу у Чэн Тинхуа, некоторые получали указания от Инь Фу (который, в отличие от открытого и общительного Чэн Тинхуа, был весьма замкнутым человеком, и неохотно делился знаниями). В результате постепенно сложилось ещё несколько направлений багуачжан:
* идущее от Лян Чжэньпу
* идущее от Лю Фэнчуня
* идущее от Чжан Чжанькуя
* идущее от Лю Баочжэня
* идущее от Гао Ишэна (ученика Чэн Тинхуа)
В 1928 году в столице Китая городе Нанкине был основан Центральный институт гошу. Одним из основных предметов, преподаваемых там, было багуачжан, что позволило этому стилю стать широко известным в Китае. Когда в 1937 году началась война с Японией, столице была эвакуирована в город Чунцин провинции Сычуань, и институт переехал вместе с ней, что позволило багуачжан распространиться и в этом регионе Китая. К сожалению, в наше время это привело к тому, что некоторые американские писатели книг стали придумывать легенды о том, что, якобы, в том регионе существовало какое-то особое "эмэйское багуачжан".
Сайт
Бацзицюань — одно из боевых искусств Китая. Содержит 8 способов атак. Название стиля означает, что сила удара у его бойцов такова, что достигает всех пределов мироздания и даже уходит еще дальше.
читать дальше
История стиля
Стиль долгое время передавался лишь среди китайских мусульман. Его основателем считается У Чжун 吴钟 (1712—1802) из провинции Чжили. Сам он научился этому искусству у странствующего даосского монаха, который известен только под прозвищем «Лай» («Прокаженный»).
Характерной особенностью бацзицюань считается особый взрывной выброс усилия в ударе. Для генерации усилия используются два особых типа перемещения: «трущий шаг» и «шаг топчущего раскалывания». Из-за этих особых типов перемещения во время тренировок мастеров бацзицюань при ударах на земле оставались канавки от движений ног при ударах, поэтому родились поговорки «кулак словно чертит по земле» и «бацзи, бацзи — нога не отрывается от земли». Удары обычно наносили кулаками, ладонями, локтями, коленями и плечами. Ногами в ортодоксальном бацзицюань били не выше колена.
Особенности стиля
Базой тренировки без оружия в бацзицюань считаются «шесть больших раскрываний» 六大开 и «восемь больших приемов» 八大招. «Шесть больших раскрываний» — это шесть методов взламывания защиты противника, шесть видов действий руками. Так как брешь в защите противника называют «раскрытыми вратами», то иногда этот термин записывают другими иероглифами, означающими «шесть пробиваний» 六打开 (имеются в виду шесть способов «пробивания врат»). «Восемь больших приемов» — это восемь базовых приемов бацзицюань.
Основой бацзицюань является генерация усилия, поэтому на первых порах занимающегося подстерегает серьезная опасность: умение генерировать усилие развивается быстрее, чем укрепляется тело, поэтому при ударе по твердым предметам есть опасность сломать себе руки, а при тренировке в паре есть большой риск травмирования партнера.
Вин чун, Вин-чун, англ. Wing Chun, 咏春 — китайская школа ушу. Название «Вин Чун» — кантонское произношение, произношение на путунхуа — Юнчунь, устоявшийся перевод — «Вечная весна».
читать дальшеИспользует множество боевых техник, по этой причине считается прикладным направлением ушу. Бой в Вин чун основан на принципах, которые постигаются учеником от тренировки к тренировке. Уходы с линии атаки дополняются мгновенными прямолинейными нападениями, а техника захватов «липкие руки» — ударами «на разрыв». Существуют и ножевые техники, они тесно увязаны в единое целое с техникой рук и приёмами без оружия. Вместе с «липкими руками» изучаются броски и захваты.
Боевое искусство делится на три основых направления:
* КНР'овское — не преподаётся за пределами Китая, о нём мало что известно
* Гонконговское — идёт от мастера Ип Мана, получило распространение благодаря его знаменитому ученику Брюсу Ли. Данное направление включает три комплекса без оружия на месте, один комплекс с парными тесаками, называемыми «ножи-бабочки», один комплекс с деревянным манекеном, и один комплекс с шестом (по свидетельству Вильяма Чена ссылающегося на легенды, комплекс с шестом — не родной для Вин чун, похожие комплексы есть в шаолиньском ушу)
* Вьетнамское — идёт от мастера Нгуэн Тэ Конга. В данном направлении, помимо комплексов, известных в Гонконге, присутствует парный комплекс без оружия, а также комплексы, увязанные с шагами (в гонгконовской версии передвижения изучаются только в комплексе с манекеном). Данная ветвь претендует на большую полноту по сравнению с Гонконговской (между учениками Ип Мана до сих пор идут жаркие споры чей Вин чун полнее и кто может называться истинным преемником Ип Мана, и заявления о полноте Вьетнамского Вин чун на фоне этих споров является «подливанием масла в огонь»)
Отличия от других боевых искусств
В Вин чун нет силовых блоков (как в карате), нет высоких ударов ногами (как в тхэквондо), почти нет движений по круговым траекториям. Однако широко используются захваты в стойки направленные на кратковременное удержание (контроль) рук противника. Широко используется техника выведения противника из равновесия и опрокидывания на землю, впрочем отличная от амплитудных бросков, присущих Дзюдо. Тактический замысел Вин Чун состоит в быстром сокращении дистанции для обретения контроля над противником на близких и сверхблизких дистанциях с последующим выведением противника из равновесия и добивания на земле. Однако без развития в партере. Сбивание противника на землю - это завершающая фаза боя. В настоящее время Вин Чун занимаются миллионы человек, поэтому обычно в каждой школе вводится система аттестации, различающая адептов стиля по уровню мастерства. Однако в самом Китае еще сохранилось положение когда сертификаты о прохождении того или иного уровня обучения выдаются преимущественно для предъявления за пределами Китая.
Особенностью методики обучения по системе 'Вин-Чун' являются упражнения «липкие руки» (Чи Сао на кантонском наречии). Цель этого упражнения, которое существует и для ног и называется соответственно "липкие ноги" состоит в выработке у бойца Вин Чун контактных рефлексов, столь необходимых для ведения ближнего боя, умения мгновенно определять брешь в обороне противника при соприкосновении с его руками, ногами или любой частью тела. Это методика, позволяющая бойцу все время следовать за противником и реагировать адекватно его действиям незамедлительно заполняя бреши в обороне собственными атаками.
Дуаньцюань
(короткий кулак)
Другие названия - 短打拳 дуаньдацюань ("кулак коротких ударов"), 绵张短打 мяньчжан дуаньда ("непрерывно тянущиеся короткие удары"), 绵张拳 мяньчжанцюань ("непрерывно тянущийся кулак"). Это сравнительно древний стиль.
читать дальше
В кулачное искусство стиля входит 16 комплексов. Комплексы стиля короткие, состоят из одного прохода туда и обратно, не более чем на 3-5 шагов, каждый комплекс состоит примерно из 10 движений. Приемы идут один за другим, много взрывных выбросов силы, ритм - словно дружные аплодисменты.
Основными методами боя дуаньцюань являются удары кулаками, удары ладонями, уколы локтями, опирания плечами, удары бедрами и сталкивания предплечьями. Рифмованые правила гласят: "головной удар начальной формы следует ходу ног, прошел и быстро начал захватывать центр, ноги наступают в середину атакуя месторасположение, кисти рук и локти вылетают вместе - человеку трудно защититься". Удары ногами в основном наносятся не выше колена, быстро и резко, много толчков внутрь и наружу, крюкообразных подбивов, пресеканий, поднимающихся ударов назад. Рифмованые правила гласят: "Ноги бьют ниже колена поворачиваясь внутрь и наружу, сила - на внутренней стороне бедра. Плечо бьет инь и угрожает ян, локоть бьет на четыре стороны - человеку трудно защититься".

читать дальшеУшу (武术



Другие названия:
* ву-шу, ву-ши, у-ши - неправильная транскрипция
* Кун-фу (на кантонском наречии), Гун-фу (на официальном китайском) - буквально "работа над собой/тренировка", так же означает результат упорных тренировок, в Гонконге применяется для обозначения у-шу
* Го-шу - буквально "искусство страны/национальное искусство"; термин, использовавшийся для обозначения китайских боевых искусств во время Китайской республики, в настоящее время употребляется на Тайване
* У-и - буквально "боевое исусство", старый термин времён императорского Китая
* Цюань-фа (буквально "кулачные методы") или Цюань-шу (буквально "кулачное искусство") - один из разделов у-шу, иногда это слово используется как синоним всего у-шу
Традиционное ушу и цигун
* Багуачжан (Ладонь Восьми Триграмм)
* Баймэйцюань (Кулак Баймэя)
* Бамэньцюань (Кулак Восьми Врат)
* Бацзицюань (Кулак Восьми Пределов)
* Гоуцюань (Кулак собаки)
* Гунлицюань (Кулак внутренней и внешней наработки)
* Дуаньдацюань (Кулак коротких ужаров)
* Ицюань, (Кулак воли) он же Дачэнцюань (Кулак Великого достижения)
* Инчжаоцюань (Кулак орлиных когтей)
* Люхэбафацюань Кулак шести взаимосоответствий, восьми методов
* Люхэцюань (Кулак носящих шапочку-шестиклинку)
* Лянъицюань www.wudangtao.net/liangyi
* Мицзунцюань (Кулак потерянного следа), он же Яньцинцюань (Кулак Янь Цина)
* Мэйхуачжуан (Кулак на столбах сливы мэйхуа)
* Пигуацюань (Кулак рубок и подвешеваний)
* Саньхуанпаочуй (Пушечные удары Трёх императоров)
* Синъицюань (Кулак оформленной воли)
* Синьицюань (Кулак сердца и воли)
* Суньбиньцюань (Кулак полководца Сунь Биня)
* Тайцзицюань (Кулак Великого предела)
* Тайцзуцюань (Кулак императора Тай-цзу)
* Танланцюань (Кулак богомола)
* Таньтуй
* Тунбицюань (Кулак выбрасывания силы сквозь руки)
* Тунбэйцюань (Кулак сквозной подготовки)
* Уцзуцюань (Кулак пяти предков)
* Уцзяцюань (Кулак семьи У)
* Фаньцзыцюань (Переворачивающийся кулак)
* Хуацюань (Кулак Хуа Цзуна)
* Хуацюань (Расцветающий кулак)
* Хунцзяцюань (Кулак семьи Хун)
* Хунцюань (Красный кулак, или Кулак Хуна)
* Хуцюань (Кулак тигра)
* Хэцюань (Кулак журавля)
* Цайлифо (Кулак школ Цай, Ли, Фо)
* Цзиньшицюань (Кулак золотого льва)
* Чацюань (Кулак Ча-мира)
* Чанцзяцюань (Боевое искусство семьи Чан)
* Чоцзяоцюань (Кулак втыкающихся стоп)
* Шаолиньцюань (Кулак монастыря Шаолинь)
* Шуайцзяо
* Шэцзяцюань (кулак народности шэ)
* Юнчуньцюань (Кулак Вечной Весны)
Цигун — древнее китайское искусство саморегуляции организма. Основная цель — развитие человека как индивидуума, личности, понимания своего места в мире, своих задач. Многие упражнения направлены на поднятие иммунных свойств организма, релаксацию при стрессовых ситуациях.
Багуачжа́н, ба́гуа чжан, багуацюа́нь, ба́гуа (кит. 八卦掌 — «ладони восьми триграмм») — боевое искусство Китая. Состоит из разных движений ладонями в ходе передвижения по кругу.
читать дальше
История появления стиля
Этот стиль получил развитие в годы правления под девизом "Даогуан" при династии Цин (1820 — 1850).
Основателем стиля был Дун Хайчуань из уезда Вэньань провинции Хэбэй. Дун Хайчуань создал стиль на основе приёмов местных стилей ушу, однако в 1930-х несколько занимавшихся багуачжан в Тяньцзине для того, чтобы придать себе значительности, сочинили историю о том, что, якобы, он научился этому у даосского наставником Би Чэнся, жившим в районе горы Цзюхуа в провинции Аньхуй (естественно, по этой легенде получалось, что сами эти занимающиеся учились у других учеников Би Чэнся, и потому все их отличия от багуачжан Дун Хайчуаня - это не их личные ошибки изучения, а особенности стиля). В результате теперь эта история попала в книги, и теперь многие люди, несведущие в реальном положении дел, принимают её за правду. В 1875 году Дун приехал в Пекин и начал преподавать эту технику.
Особенности стиля
Отличительными чертами Багуа является применение боевой техники в постоянном круговом перемещении. Все движения связаны между собой и как бы переходят одно в другое. В большинстве стилей багуачжан базовым способом тренировки является отработка техник в передвижении по кругу, однако есть некоторые направления, где "хождение по кругу" выделяют в самостоятельное упражнение, а боевую технику отрабатывают в прямолинейных дорожках.
Дун Хайчуань применял дифференцированный подход к ученикам, поэтому ортодоксальный стиль изменился и существует теперь множество вариантов. Самым старшим учеником Дун Хайчуаня, проучившимся у него свыше 10 лет, является Инь Фу, который был начальником охраны вдовствующей императрицы Цыси. Отличительной особенностью этого направления является использование формы ладони, которую называют "ладонь - язык коровы"; основной тактикой боя являются удары с дальней дистанции, "круговой шаг" используется в основном для ухода с линии атаки и выхода на противника с неожиданного угла. Багуачжан направления Инь Фу впервые было описано его сыном Инь Юйчжаном в книге "Краткий сборник багуачжан", изданной в 1931 году.
Другим учеником Дун Хайчуаня был Ши Цзидун, которого он сделал своим приёмным сыном. Багуачжан направления Ши Цзидуна до сих пор практикуется в Пекине, но известно не очень широко .
Наибольшее влияние на распространение багуачжан оказал другой ученик Дун Хайчуаня - Чэн Тинхуа, проучившийся у Дуна около пяти лет. До прихода к Дун Хайчуаню Чэн уже был чемпионом своего уезда по борьбе, что повлияло на его боевую технику. Основной формой ладони, используемой в этом направлении багуачжан, является "ладонь - когти дракона" (такое положение позволяет легче брать захват), основной тактикой является попытка выхода за спину противника и широкое использование бросков в сочетании с ударами.
Остальные ученики Дун Хайчуаня пришли к нему когда он был уже очень старым, и у самого Дуна учились недолго, после смерти Дуна они в основном продолжали учёбу у Чэн Тинхуа, некоторые получали указания от Инь Фу (который, в отличие от открытого и общительного Чэн Тинхуа, был весьма замкнутым человеком, и неохотно делился знаниями). В результате постепенно сложилось ещё несколько направлений багуачжан:
* идущее от Лян Чжэньпу
* идущее от Лю Фэнчуня
* идущее от Чжан Чжанькуя
* идущее от Лю Баочжэня
* идущее от Гао Ишэна (ученика Чэн Тинхуа)
В 1928 году в столице Китая городе Нанкине был основан Центральный институт гошу. Одним из основных предметов, преподаваемых там, было багуачжан, что позволило этому стилю стать широко известным в Китае. Когда в 1937 году началась война с Японией, столице была эвакуирована в город Чунцин провинции Сычуань, и институт переехал вместе с ней, что позволило багуачжан распространиться и в этом регионе Китая. К сожалению, в наше время это привело к тому, что некоторые американские писатели книг стали придумывать легенды о том, что, якобы, в том регионе существовало какое-то особое "эмэйское багуачжан".
Сайт
Бацзицюань — одно из боевых искусств Китая. Содержит 8 способов атак. Название стиля означает, что сила удара у его бойцов такова, что достигает всех пределов мироздания и даже уходит еще дальше.
читать дальше
История стиля
Стиль долгое время передавался лишь среди китайских мусульман. Его основателем считается У Чжун 吴钟 (1712—1802) из провинции Чжили. Сам он научился этому искусству у странствующего даосского монаха, который известен только под прозвищем «Лай» («Прокаженный»).
Характерной особенностью бацзицюань считается особый взрывной выброс усилия в ударе. Для генерации усилия используются два особых типа перемещения: «трущий шаг» и «шаг топчущего раскалывания». Из-за этих особых типов перемещения во время тренировок мастеров бацзицюань при ударах на земле оставались канавки от движений ног при ударах, поэтому родились поговорки «кулак словно чертит по земле» и «бацзи, бацзи — нога не отрывается от земли». Удары обычно наносили кулаками, ладонями, локтями, коленями и плечами. Ногами в ортодоксальном бацзицюань били не выше колена.
Особенности стиля
Базой тренировки без оружия в бацзицюань считаются «шесть больших раскрываний» 六大开 и «восемь больших приемов» 八大招. «Шесть больших раскрываний» — это шесть методов взламывания защиты противника, шесть видов действий руками. Так как брешь в защите противника называют «раскрытыми вратами», то иногда этот термин записывают другими иероглифами, означающими «шесть пробиваний» 六打开 (имеются в виду шесть способов «пробивания врат»). «Восемь больших приемов» — это восемь базовых приемов бацзицюань.
Основой бацзицюань является генерация усилия, поэтому на первых порах занимающегося подстерегает серьезная опасность: умение генерировать усилие развивается быстрее, чем укрепляется тело, поэтому при ударе по твердым предметам есть опасность сломать себе руки, а при тренировке в паре есть большой риск травмирования партнера.
Вин чун, Вин-чун, англ. Wing Chun, 咏春 — китайская школа ушу. Название «Вин Чун» — кантонское произношение, произношение на путунхуа — Юнчунь, устоявшийся перевод — «Вечная весна».
читать дальшеИспользует множество боевых техник, по этой причине считается прикладным направлением ушу. Бой в Вин чун основан на принципах, которые постигаются учеником от тренировки к тренировке. Уходы с линии атаки дополняются мгновенными прямолинейными нападениями, а техника захватов «липкие руки» — ударами «на разрыв». Существуют и ножевые техники, они тесно увязаны в единое целое с техникой рук и приёмами без оружия. Вместе с «липкими руками» изучаются броски и захваты.
Боевое искусство делится на три основых направления:
* КНР'овское — не преподаётся за пределами Китая, о нём мало что известно
* Гонконговское — идёт от мастера Ип Мана, получило распространение благодаря его знаменитому ученику Брюсу Ли. Данное направление включает три комплекса без оружия на месте, один комплекс с парными тесаками, называемыми «ножи-бабочки», один комплекс с деревянным манекеном, и один комплекс с шестом (по свидетельству Вильяма Чена ссылающегося на легенды, комплекс с шестом — не родной для Вин чун, похожие комплексы есть в шаолиньском ушу)
* Вьетнамское — идёт от мастера Нгуэн Тэ Конга. В данном направлении, помимо комплексов, известных в Гонконге, присутствует парный комплекс без оружия, а также комплексы, увязанные с шагами (в гонгконовской версии передвижения изучаются только в комплексе с манекеном). Данная ветвь претендует на большую полноту по сравнению с Гонконговской (между учениками Ип Мана до сих пор идут жаркие споры чей Вин чун полнее и кто может называться истинным преемником Ип Мана, и заявления о полноте Вьетнамского Вин чун на фоне этих споров является «подливанием масла в огонь»)
Отличия от других боевых искусств
В Вин чун нет силовых блоков (как в карате), нет высоких ударов ногами (как в тхэквондо), почти нет движений по круговым траекториям. Однако широко используются захваты в стойки направленные на кратковременное удержание (контроль) рук противника. Широко используется техника выведения противника из равновесия и опрокидывания на землю, впрочем отличная от амплитудных бросков, присущих Дзюдо. Тактический замысел Вин Чун состоит в быстром сокращении дистанции для обретения контроля над противником на близких и сверхблизких дистанциях с последующим выведением противника из равновесия и добивания на земле. Однако без развития в партере. Сбивание противника на землю - это завершающая фаза боя. В настоящее время Вин Чун занимаются миллионы человек, поэтому обычно в каждой школе вводится система аттестации, различающая адептов стиля по уровню мастерства. Однако в самом Китае еще сохранилось положение когда сертификаты о прохождении того или иного уровня обучения выдаются преимущественно для предъявления за пределами Китая.
Особенностью методики обучения по системе 'Вин-Чун' являются упражнения «липкие руки» (Чи Сао на кантонском наречии). Цель этого упражнения, которое существует и для ног и называется соответственно "липкие ноги" состоит в выработке у бойца Вин Чун контактных рефлексов, столь необходимых для ведения ближнего боя, умения мгновенно определять брешь в обороне противника при соприкосновении с его руками, ногами или любой частью тела. Это методика, позволяющая бойцу все время следовать за противником и реагировать адекватно его действиям незамедлительно заполняя бреши в обороне собственными атаками.
Дуаньцюань
(короткий кулак)
Другие названия - 短打拳 дуаньдацюань ("кулак коротких ударов"), 绵张短打 мяньчжан дуаньда ("непрерывно тянущиеся короткие удары"), 绵张拳 мяньчжанцюань ("непрерывно тянущийся кулак"). Это сравнительно древний стиль.
читать дальше
В кулачное искусство стиля входит 16 комплексов. Комплексы стиля короткие, состоят из одного прохода туда и обратно, не более чем на 3-5 шагов, каждый комплекс состоит примерно из 10 движений. Приемы идут один за другим, много взрывных выбросов силы, ритм - словно дружные аплодисменты.
Основными методами боя дуаньцюань являются удары кулаками, удары ладонями, уколы локтями, опирания плечами, удары бедрами и сталкивания предплечьями. Рифмованые правила гласят: "головной удар начальной формы следует ходу ног, прошел и быстро начал захватывать центр, ноги наступают в середину атакуя месторасположение, кисти рук и локти вылетают вместе - человеку трудно защититься". Удары ногами в основном наносятся не выше колена, быстро и резко, много толчков внутрь и наружу, крюкообразных подбивов, пресеканий, поднимающихся ударов назад. Рифмованые правила гласят: "Ноги бьют ниже колена поворачиваясь внутрь и наружу, сила - на внутренней стороне бедра. Плечо бьет инь и угрожает ян, локоть бьет на четыре стороны - человеку трудно защититься".
@темы: Интересности
Особенности техники
Главный комплекс люхэбафацюань содержит 66 групп движений, названных чжу цзи (築基
Принципы
Основой искусства «водного стиля» являются: Лю хэ (六 合
Восемь внутренних (скрытых) методов включают:
Ци (气
Происхождение и развитие стиля
В XVIII веке в провинции Шаньси существовал стиль синьицюань (кит. 心意拳
Структура стиля
Основой классического синъицюань является «усинцюань» («кулак пяти первостихий»). Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопереходе и взаимной борьбе пяти первостихий: земли, металла, воды, огня и дерева. В синъицюань используют два возможных типа их взаимодействий: «цикл взаимопорождения» (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и «цикл взаимоподавления» (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю). Металлу соответствует рубящее движение сверху вниз, дереву — пробивающее движение, воде — буравящее движение снизу вверх, огню — взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой, земле — поперечное блокирующее или сваливающее движение.
«Шиэрсин» («формы двенадцати животных») составляют второй после «усинцюань» крупный раздел синъицюань. В школах провинции Хэбэй рассматриваются двенадцать форм животных, в некоторых школах провинции Шаньси и во всех школах провинции Хэнань — лишь десять. В хэбэйских школах каждому животному соответствует небольшая связка из трех-пяти движений, выполняющаяся в обе стороны симметрично, а в шаньсийских — целые комплексы, которые иногда включают до сорока-пятидесяти движений. «Двенадцать животных» — это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица Тай, орел и медведь. «Десять животных» — это дракон, тигр, петух, орел, змея, лошадь, кот, обезьяна, ястреб и дикий гусь.
По правилам синъицюань, необходимо для каждого удара отрабатывать семь уровней его нанесения, что называется «семь ударов» или «семь кулаков». Это удар вперед, удар назад, удар в верхний уровень удар в средний уровень, удар в нижний уровень, удар в левую сторону и удар в правую сторону. Все семь ударов отрабатывают на мешке с песком или «деревянном человеке». Всякая атака в синъицюань выполняется в передвижении, и очень редко — с места. Большинство ударов руками наносится не кулаком, а выставленной вперед второй фалангой указательного пальца — «глазом феникса», а также пальцами и ладонью. Любая атака — это короткий, резкий взрыв, направленный на выброс внутреннего усилия, поэтому внешне синъицюань выглядит как крайне жесткий стиль. Все удары наносятся с близкой дистанции, в основном руками, практически каждая атака нацелена на болевую точку.
Сайт
Варианты написания названия: «тай чи», «тай-цзы», «тай-цзи цюань», «тайцзичуань».
История
О древней истории тайцзицюань существует две конкурирующие версии. Одна из них, которая сегодня является официальной, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чэнь, с XIV века проживавшей в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке Чэнь Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции. Другая версия приписывает создание данного стиля легендарному даосу Чжан Саньфэну, однако она изобилует большим количеством натяжек и совсем не объясняет, как и через кого это боевое искусство передавалось до XIX века.
В середине XIX века этому боевому искусству научился Ян Лучань, который принёс его в столицу Китая и начал даже преподавать в императорском дворце. В связи с тем, что придворным боевой аспект стиля был не особенно важен, акцент в преподавании для них был сделан на оздоровительной ценности физических упражнений, в боевой же версии стиль преподавался бойцам императорской гвардии.
После буржуазной революции 1911 года в китайском обществе произошёл всплеск интереса к национальным боевым искусствам, и с 1916 года по всей стране начали открываться общества по изучению боевых искусств. Благодаря этому тайцзицюань начало постепенно распространяться по Китаю с севера на юг.
После Второй мировой войны и последовавшей за ней гражданской войны в 1949 году была основана Китайская Народная Республика. В качестве одной из мер по подъёму страны и оздоровлению нации новые китайские власти поручили Госкомспорту разработать на основе тайцзицюань простой комплекс оздоровительной гимнастики, доступный для массового преподавания. В августе 1956 года Госкомспортом КНР была опубликована книжка, называвшаяся «Упрощенное тайцзицюань», в которой описывался комплекс из 24 движений, составленный на основе тайцзицюань семьи Ян. В 1957 году для тех, кто освоил комплекс из 24 движений и хотел совершенствоваться дальше, был опубликован комплекс из 88 движений. В результате, несмотря на то, что до сих пор существуют люди, практикующие тайцзицюань именно как боевое искусство, большинством оно воспринимается в основном как оздоровительная гимнастика.
В тот же период отдельные мастера бежали из континентального Китая на Тайвань. С Тайваня тайцзицюань проникло в США, оттуда распространилось в Европу и Россию. При этом некоторые школы смогли сохранить классические традиции.
Особенности техники
К главным особенностям ТайЦзиЦюань относятся мягкий, перекатывающийся шаг с плавными и непрерывными движениями и «толкающие руки» (туй-шоу). Мягкий, перекатывающийся шаг позволяет сохранять равновесие при всех передвижениях, кроме прыжков, а «толкающие руки» (туй-шоу), известные также и как «липкие руки» (чи-сао на кантонском наречии) в винчун (юнчунь), способствуют наработке умения чувствовать и предугадывать движения противника по прикосновению и умения мгновенно переходить от защиты к атаке, одновременно сковывая движения нападающего. Это создаёт неудобства для противника, привыкшего только бить и не привыкшего к тому, что удары вязнут в защите. «Липкие/толкающие руки» (какиэ) известны также и в двух школах каратэ — в го-дзю-рю и уэчи-рю. Плавность и непрерывность движений, обычно нарабатываемая медленным выполнением комплексов, позволяет тщательно отработать технику движений и добиться большей скорости в бою, за счёт правильности техники и рациональности движений (разумеется, чтобы скорость действительно была высокой, помимо оттачивания техники, требуется ещё и отработка скорости, чему специально посвящён описываемый ниже комплекс пао-чуй).
Восемь Ворот (Ба Мэнь) — Восемь Базовых Форм Тайцзи, основанны на Ба-гуа:
* Четыре Направления:
Цянь — Юг — Небо — Пэн, Отражение
Кунь — Север — Земля — Люй, Откатывание
Кань — Запад — Вода — Цзи, Нажимание
Ли — Восток — Огонь — Ань, Толкание
* Четыре Угла:
Дуй — Юго-Восток — Металл — Чжоу, Локоть
Чжэнь — Северо-Восток — Гром — Ле, Раскалывание
Сюнь — Юго-Запад — Ветер — Цай, Притягивание
Гэнь — Северо-Запад — Гора — Као, Плечо/Опирание
Другой особенностью тайцзицюань является мягкость техник, но в изначальном тайцзицюань семьи Чэнь, существует также и жёсткий комплекс, называемый Пао-Чуй (пушечные/взрывные удары), который являлся секретным, и, соотвественно, отсутствует в других версиях тайцзицюань.
История
По легенде, Ван Лан создал очень простую и эффективную технику, основываясь на своих наблюдениях над тем, как богомол атакует свою жертву или сражается с другим богомолом.
Сейчас продолжают существовать как три классических стиля Богомола: «Богомол Цветка Сливы» («Мэйхуа Танланцюань»), «Семизвёздный богомол» («Цисин Танланцюань»), «Бокс Богомола Шести Координаций» («Люхэ Танланцюань») - так и множество разнообразных подстилей и ветвей, созданных на их основе в ХХ веке.
В настоящее время в Китае усиленно пропагандируется спортивное направление танланцюань.
Международная ассоциация по изучению бокса богомола великого предела, цветка сливы и шести координаций
Характерными признаками шаолиньского ушу считаются следующие моменты:
* «Кулак бьёт на пространстве, где может улечься корова» (то есть для исполнения не требуется много места)
* «Кулак идет одной нитью» (то есть комплексы в основном исполняются по прямой линии)
* «При ударе рука согнута — и не согнута, выпрямлена — и не выпрямлена»
* «У кулака есть форма, у удара нет формы» (то есть при тренировке комплексов кулак увидеть можно, но в реальной схватке из-за молниеносной скорости трудно разглядеть происходящее)
* «Внешне свиреп — внутри спокоен»
* «Есть методы для инь, есть методы для ян» (то есть в равной степени сочетаются и жесткое, и мягкое, и опустошенное, и наполненное)
* «Встречаешь жесткое мягкой трансформацией, встречаешь мягкое жестким наступлением»
Шаолиньцюань характеризуется шестью иероглифами: наработка, соответствие, храбрость, быстрота, свирепость и подлинность.
'Наработка' означает, что мастерство должно быть совершенным. Как гласит поговорка, «кулак бьёт тысячу раз, а корпус движется естественно». В действиях кулаками нужно, чтобы проникновение в суть достигало сверхъестественности, чтобы была живая маневренность, нужно демонстрировать 'один прием на одну позицию', в атаке есть защита, в защите есть атака.
'Соответствие' — ци должно двигаться в соответствии с делаемым, защиты должны согласовываться с атаками помогая силе и следуя форме, не нужно входить в лобовое столкновение с надвигающимся приемом.
'Храбрость' — это решительность. Появилась возможность — и атакуешь без колебаний.
'Быстрота' — это скорость. В движении подобен убегающему зайцу, окидываешь взглядом — будто летящий лебедь.
'Свирепость' означает, что в движениях должна быть сила.
'Подлинность' — это означает, что не надо тренировать красивых пустых движений; прием за приемом, форма за формой если не удар — то защита, но в защите есть удар, в ударе есть защита.